Список диагностических методик
Диагностика и ее обработка занимает большую часть времени школьного психолога. Когда я только начинала работать в школе подбор методик и инструкций к ним отнимал очень большое количество времени. В сети огромное количество информации и выбрать то, что действительно нужно, бывает непросто.
Я сделала для себя таблицу-памятку, в которой перечислены диагностические методики, используемые в зависимости от класса или возраста обучающегося. Эта таблица помогала мне быстро сформировать батарею методик при проведении групповой или индивидуальной диагностики.
В папке я храню бланки не всех методик (так как их очень много и многие дублируют друг друга), а только те, которые использую чаще всего. Все остальные хранятся у меня на компьютере в электронном виде, чтобы не искать их в интернете каждый раз.
Диагностика тревожности
- с 7 до 9 лет — используется проективная методика изучения школьной тревожности А.М. Прихожан (ребенок без лица)
- с 10 до 12 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма А (адаптированный вариант шкалы О.Кондаш). Уровень тревожности оценивается по 4 шкалам: школьная, межличностная, самооценочная и магическая
- с 13 до 16 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма Б. В данной форме отсутствует шкала магической тревожности.
- с 5 класса — диагностика уровня школьной тревожности Б. Филлипса
- Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина)
- Шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора ( адаптация Т.А. Немчина)
- Анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой позволяет исследовать уровень экзаменационной тревожности
- Шкала безнадежности А.Бека — для выявления тревоги в отношении будущего и склонности к суицидальному поведению
- Для взрослых: методика незаконченных предложений А.М.Прихожан
- Шкала профессиональной и родительской тревожности А.М.Прихожан (форма А для педагогов и форма Б для родителей)
Диагностика мотивационной сферы
Если у ребенка наблюдаются проблемы с обучением/успеваемостью для начала надо понять: причина в низком уровне интеллектуального развития или в отсутствии мотивации учебной деятельности.
Для диагностики мотивации учебной деятельности применяют следующие методики:
- 1 класс — беседа о школе Нежновой (проводится только в индивидуальной форме)
- с 1 по 4 класс — анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой (проводится, как правило, в групповой форме)
- с 1 по 3 класс — методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга и «Лесенка побуждений»Елфимовой
- 5 класс — Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.
- с 9 до 14 лет -методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению(модификация А.Д. Андреева)
- с 14 до 17 лет — методика Н.Ц. Бадмаевой (на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)
Диагностика уровнял интеллектуального развития, мышления
- с 6 до 11 лет — матрицы Равена (детский вариант)
- тест Д.Векслера (детский)
- с 1 по 3 класс Методика исследования словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене
- 4 класс — тест для определения уровня умственного развития Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басова
- 5- 6 класс- методика исследования словесно-логического мышления Л.Переслени и Т.Фотекова
- 4-6 класс — ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Сложен в проведении из-за необходимости использования большого количества бумаги (по 10 листов на каждого ученика)
- 6-8 класс — ШТУР (школьный тест умственного развития)
- с 13 лет и выше — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
- с 15 лет и взрослые — КОТ ( краткий ориентировочный тест)
Творческое мышление/интеллект
- «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (невербальный, адаптация А.Н. Воронина)
- Тест Гилфорда «Социальный интеллект» (вербальный)
- Батарея методик Е.Туник
Диагностика ценностных ориентаций личности
- 5 класс — Методика: Изучение ценностных ориентаций учащихся «Волшебник» (В. И. Петрова, модиф. Д. А. Тулинов). Проводится в индивидуальной форме
- 5- 8 классы Изучение ценностных ориентаций учащихся «Фильм» (Д. А. Тулинов). В групповой форме.
- Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко) для обучающихся 8-11 классов.
- Определение ценностных ориентаций у старшеклассников (Анкета М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)
- Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова) для учащихся 8-11 классов
- Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич) для учащихся 8-11 классов
Диагностика профессиональных склонностей
- Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
- Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» Автор А. Е. Голомшток
- Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.Йовайши)
- Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина).
- Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова)
- Опросник профессиональных предпочтений (Дж.Холланд);
- Профориентационные игры (Пряжников) Опубликованы в сборнике «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения» под ред. С.Н.Чистяковой
Диагностика личности и эмоциональной сферы
- 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла
- Личностный опросник Г.Айзенка
- Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI)
- Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности.
- Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности.
- Для старшеклассников — САН(самочувствие, активность, настроение)