Диагностика в работе школьного психолога

children-test Для психологов
Памятка, в которой перечислены диагностические методики, используемые школьным психологом в зависимости от класса или возраста обучающегося.

Список диагностических методик

Диагностика и ее обработка занимает большую часть времени школьного психолога. Когда я только начинала работать в школе подбор методик и инструкций к ним отнимал очень большое количество времени. В сети огромное количество информации и выбрать то, что действительно нужно, бывает непросто.

Я сделала для себя таблицу-памятку, в которой перечислены диагностические методики, используемые в зависимости от класса или возраста обучающегося. Эта таблица помогала мне быстро сформировать батарею методик при проведении групповой или индивидуальной диагностики.

В папке я храню бланки не всех методик (так как их очень много и многие дублируют друг друга), а только те, которые использую чаще всего. Все остальные хранятся у меня на компьютере в электронном виде, чтобы не искать их в интернете каждый раз.

Диагностика тревожности

  • с 7 до 9 лет — используется проективная методика изучения школьной тревожности А.М. Прихожан (ребенок без лица)
  • с 10 до 12 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма А (адаптированный вариант шкалы О.Кондаш). Уровень тревожности оценивается по 4 шкалам: школьная, межличностная, самооценочная и магическая
  • с 13 до 16 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма Б. В данной форме отсутствует шкала магической тревожности.
  • с 5 класса — диагностика уровня школьной тревожности Б. Филлипса
  • Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина)
  • Шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора ( адаптация Т.А. Немчина)
  • Анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой позволяет исследовать уровень экзаменационной тревожности
  • Шкала безнадежности А.Бека — для выявления тревоги в отношении будущего и склонности к суицидальному поведению
  • Для взрослых: методика незаконченных предложений А.М.Прихожан
  • Шкала профессиональной и родительской тревожности А.М.Прихожан (форма А для педагогов и форма Б для родителей)

Диагностика мотивационной сферы

Если у ребенка наблюдаются проблемы с обучением/успеваемостью для начала надо понять: причина в низком уровне интеллектуального развития или в отсутствии мотивации учебной деятельности.

Для диагностики мотивации учебной деятельности применяют следующие методики:

  • 1 класс — беседа о школе Нежновой (проводится только в индивидуальной форме)
  • с 1 по 4 класс — анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой (проводится, как правило, в групповой форме)
  • с 1 по 3 класс — методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга и «Лесенка побуждений»Елфимовой
  • 5 класс — Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.
  • с 9 до 14 лет -методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению(модификация А.Д. Андреева)
  • с 14 до 17 лет — методика Н.Ц. Бадмаевой (на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)

Диагностика уровнял интеллектуального развития, мышления

  • с 6 до 11 лет — матрицы Равена (детский вариант)
  • тест Д.Векслера (детский)
  • с 1 по 3 класс Методика исследования словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене
  • 4 класс — тест для определения уровня умственного развития Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басова
  • 5- 6 класс- методика исследования словесно-логического мышления Л.Переслени и Т.Фотекова
  • 4-6 класс — ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Сложен в проведении из-за необходимости использования большого количества бумаги (по 10 листов на каждого ученика)
  • 6-8 класс — ШТУР (школьный тест умственного развития)
  • с 13 лет и выше — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
  • с 15 лет и взрослые — КОТ ( краткий ориентировочный тест)

Творческое мышление/интеллект

  • «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (невербальный, адаптация А.Н. Воронина)
  • Тест Гилфорда «Социальный интеллект» (вербальный)
  • Батарея методик Е.Туник

Диагностика ценностных ориентаций личности

  • 5 класс — Методика: Изучение ценностных ориентаций учащихся «Волшебник» (В. И. Петрова, модиф. Д. А. Тулинов). Проводится в индивидуальной форме
  • 5- 8 классы Изучение ценностных ориентаций учащихся «Фильм» (Д. А. Тулинов). В групповой форме.
  • Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко) для обучающихся 8-11 классов.
  • Определение ценностных ориентаций у старшеклассников (Анкета М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)
  • Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова) для учащихся 8-11 классов
  • Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич) для учащихся 8-11 классов

Диагностика профессиональных склонностей

  • Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
  • Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» Автор А. Е. Голомшток
  • Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.Йовайши)
  • Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина).
  • Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова)
  • Опросник профессиональных предпочтений (Дж.Холланд);
  • Профориентационные игры (Пряжников) Опубликованы в сборнике «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения» под ред. С.Н.Чистяковой

Диагностика личности и эмоциональной сферы

  • 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла
  • Личностный опросник Г.Айзенка
  • Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI)
  • Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности.
  • Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности.
  • Для старшеклассников — САН(самочувствие, активность, настроение)
Оцените статью
Веселова Ольга