Как мы знаем, в России на сегодняшний день нет закона о психологической помощи, защищающего от непрофессионалов. Нет универсальных критериев оценки квалификации психологов. Нет единых для всех этических норм.
Добровольно вступая в то или иное проф.сообщество мы обязуемся исполнять нормы Этического кодекса, принятого в данной организации. У каждой проф. организации свой кодекс, но нормы примерно одинаковые.
Поэтому я остановлюсь на основных этических принципах, которые нарушаются чаще всего.
Часто можно слышать от врачей: «Да что толку от этих психологов!». Или от психологов в адрес психотерапевтов: «Вот у нас у психологов глубокая работа с личностью и решение проблем, а эти психотерапевты только таблетки могут выписывать».
Для того чтобы нападать должна быть причина. Если подход, в котором я консультирую, раздражает кого-то из моих коллег, я понимаю, что у него внутри что-то болит и я невольно это как-то задеваю. Если вы показываете свою непринятие в адрес какого-либо направления/метода, подумайте о том, зачем кому-то видеть вашу боль.
Разным клиентам нужны разные психологи и специалисты. Есть те, кому нужны поведенческая терапия, есть те, кому необходимо арт-терапия. И если вы верите, что только ваш подход универсален, то вы обедняете своих клиентов.
Когда я сталкиваюсь с тем, что клиент спрашивает мое мнение о астрологии, нумерологии (т.е. о том, что по-моему мнению не является научным), я говорю ему: «Я не специалист в области эзотерики/астрологии и ничего не могу сказать по этому поводу». И это правда. При этом мне удается избежать критики в адрес тех, кто этим занимается.
В основном этот принцип нарушается пренебрежением или полным отсутствием у психолога личной терапии и супервизии. Мы работаем с душами людей и наше влияние на них очень велико.
В этом месте я должна задать себе следующие вопросы:
Что движет мной?
Какие у меня есть данные, которые говорят о том, что нужно продолжать?
Не потому ли я так ответила, что этот клиент приносит мне 10.000 в месяц?
Или когда он уйдет у меня освободится неудобное время, которое трудно будет занять?
А может он известный человек в городе и мне нравится, что у меня есть такой высокопоставленный клиент, я через это чувствую себя классным специалистом?
Сам факт наличия подобных мотивов -это нормальное явлением. Личных или материальных мотивов не может не быть. Но отслеживать их необходимо. Это защитит ваших клиентов. И это материал для личной терапии и супервизии.
Для меня психолог пренебрегающий личной терапией и супервизией похож на самоубийцу, который тащит за собой и остальных. Это разрушает не только его личность, но и вредит клиентам.
Тот случай когда человек позиционирует себя как психолог, но его психологические знания приобретены житейским путем или получены на курсах/тренингах. А базовое психологическое образование – отсутствует. Нет ничего зазорного в том, чтобы говорить о том, что вы только получаете образование. Но вводить в заблуждение клиентов- недопустимо.
Многие мои коллеги-психологи позиционируют себя на визитках или в соц.сетях в качестве психотерапевтов. Вроде звучит как-то солиднее. Это нарушение этики, поскольку согласно российскому законодательству психотерапевт-это врач, т.е. лицо с мед.образованием. Сейчас ведется работа по выведению этой специальности из области медицины и приведения терминологии к международным стандартам, но пока факт остается фактом, мы – психологи.
Если психолог видит, что его действия не приводят к улучшению состояния клиента или ухудшают его, но не перенаправляет к другому специалисту (коллеге, психотерапевту, психиатру).
Одним из проявлений является ситуация, когда вас просят порекомендовать коллегу и вы рекомендуете своего знакомого. Тем самым вы не оставляете выбор клиенту. В данном случае необходимо порекомендовать не менее трех специалистов.
Еще один пример: просьба оставить отзыв о работе. Отношения с психологом всегда значимы для клиента. Из-за страха потерять значимые отношения, в виду своей признательности или неумения защищать свои границы клиент не всегда может отказать, даже если не желает размещать свой отзыв.
Самое частое нарушение этики. Как происходит:
Как правило, в информированном согласии указывают людей, с которыми может быть обсужден клиентский случай. Клиент знает о том, что его случай терапевт будет обсуждать со своим супервизором или в супервизорской группе, не разглашая имени клиента. Если психолог считает нужным обсудить ситуацию клиента с его родственниками, он обязан брать на это разрешение клиента. В ряде стран, например, в США это разрешение должно быть письменным.
Возможно консультирование на дому в случае если у вас есть отдельный вход в пристройку или отдельное строение, предназначенное для работы.
Бывает так, что из-за форс-мажорных обстоятельств не получается попасть в кабинет к моменту начала сессии (забыли ключи, залило водой и т.п.). В таком случае лучше отменить сессию с потерей оплаты, чем принимать клиента в парке, машине или кафе.
Также бывают случаи, когда клиент не может приехать к вам в кабинет и сам просит провести встречу вне его. На мой взгляд, такие случаи нужно рассматривать индивидуально с позиции полезно или вредно это для терапии на данный момент. Если вы чувствуете, что для клиента важно, чтобы вы его услышали, проявили о нем заботу — то сделайте это. Даже Ирвин Ялом описывал в одной из своих книг, как он сопровождал клиента на собеседование и как, впоследствии, это стало одним из важных моментов в их терапии. Но будьте внимательны, не является ли это манипуляцией и попыткой клиента «играть по своим правилам».
Нет ни одного психолога, который бы не нарушал этические принципы в своей работе. Вольно, невольно или по незнанию, но это хоть раз происходило с каждым специалистом. Наша ответственность в том, что отслеживать эти моменты, осознавать их причины и предотвращать в будущем.
Многим клиентам интересно: что же такого записывает психолог в свой блокнот во время консультации? Раскрываю…
Каким должен быть запрос для работы с психологом. Какие запросы некорректны и не будут работать.…
8 потребностей, которые хочет удовлетворить каждый из нас в близких отношениях.
Как психологу использовать фотографию в своей работе. Чем может помочь ведение фотоальбома и фотопрогулки
Памятка, в которой перечислены диагностические методики, используемые школьным психологом в зависимости от класса или возраста…
Перечень документов психолога в ОУ и рекомендации по их заполнению. Образцы и бланки.